Жара. Слышится шум приближающегося велосипеда. Из леса
на открытый участок вылетает райдер. Дроп -
десятиметровый полет - приземление - последний трамплин... Слишком высокая
скорость, райдер пролетает спуск и приземляется на "плоскач".
От чудовищного удара у него вырывает из рук руль, и он в месте с велосипедом
летит в толпу. Уклониться от удара успели все кроме одного из судей, который,
получив сильнейший удар в бок, упал на землю. Под руки его отвели в сторону.
Обошлось без серьезных травм. Так заканчивался Чемпионат России по даунхиллу, проходивший в г.Пятигорске.
Шестью часами ранее. Приехав к началу трассы, которая
расположилась на склоне горы Машук, увидел участников. Они ждали заброски к
началу трассы. Крепкие рамы двухподвесов и твердохвостов, фулфэйсы и панцири
отличали их обычных болельщиков и зевак. География участников была очень
разнообразна: Кавминводы, Ставрополь, Краснодар,
Санкт-Петербург, Москва, Петропавловск-Камчатский, Владивосток (парень только
за билет до столицы отдал 39000р) и, что самое удивительное, были гости из
Украины, об одном из которых я еще упомяну в конце статьи. Так же среди
облаченных в защиту участников угадывались симпатичные девушки.
чала
необходимо разрушить кое-какой знаменитый миф.
Научитесь пользоваться передним тормозом
Немного физики. Каждый раз, когда вы пользуетесь тормозами (неважно, задним
или передним), в силу инерции происходит смещение веса с заднего колеса на
переднее. Это значит, что, чем сильнее вы тормозите, тем менее эффективно
работает задний тормоз. Когда вы тормозите, спускаясь на байке вниз с горы,
перенос веса с заднего колеса усиливается углом наклона каждой конкретной
съезжалки. В этом случае заднее колесо почти разгружено и имеет минимальный
контакт с поверхностью, в отличие от переднего, на которое и происходит
почти вся нагрузка. В таком положении даже совсем небольшое усилие от
нажатия одного пальца на тормозную ручку может полностью заблокировать
заднее колесо. Вот здесь и рождается миф.
Вопреки тому, что большинство из нас выучило с детства "не тормозить
передним, а то вылетишь через руль", практика утверждает обратное. Вы
заметили, что на некоторых велосипедах передний тормозной диск больше
заднего? Объясняется это тем, что при торможении 70-80% нагрузки приходится
на переднее колесо. Передний тормоз предназначен для того, чтобы замедлять
движение велосипеда вниз, т.е. тормозить. Задний же служит в основном для
того, чтобы сдерживать заднее колесо во время резкого торможения и улучшать
управляемость на поворотах. Все, кто говорит вам иное, - папа, продавец в
магазине или даже какой-нибудь топ-райдер - глубоко ошибаются.
Освоить приёмы даунхила невозможно, не научившись правильно обращаться с
передним тормозом. Мототриалисты, которые, без сомнения, обладают лучшей
техникой спуска на двух колёсах, овладели этой техникой до такой степени,
что могут остановиться и на краю пропасти балансировать на одном переднем
колесе. Они подтвердят, что пытаться контролировать скорость спуска только
при помощи одного заднего тормоза - не умнее, чем тащить за байком кусок
бетона на верёвке. Передний тормоз для остановки, задний для контроля.
Запомнили?
Волочить заблокированное заднее колесо вниз по холму или синглтреку - глупо.
Когда же можно ехать на заблокированных колёсах? Данная техника
предназначена для спуска по песчаным дюнам или глубокому снегу.
Что ни день, то новость от Shimano. Весьма неожиданно европейская
штаб-квартира компании поделилась с нами спецификациями и фотографиями
переработанной экстремальной группы Shimano Saint.
К 2009 году группу Saint, появившуюся в линейке Shimano в далеком
2004 году основательно переработали. Изменения коснулись как дизайна,
так и функциональности группы. Saint по-прежнему позиционируется как
группа бескомпромиссных компонентов для экстремального фрирайда и
даунхилла, но требования рынка все же убедили ее создателей внести
некоторые изменения в ее идеологию.
Есть такое упражнение, что-то там связанное с взаимным доверием, –
когда ты встаешь спиной к друзьям, вытянувшись в струнку, руки по швам,
и начинаешь в таком положении падать назад. В этот момент ты думаешь
только об одном – не обманут ли друзья твоих ожиданий, сумеют ли они
поймать тебя прежде, чем твой затылок коснется пола... Так вот, с
поворотами то же самое – ты закладываешь крутой вираж и изо всех сил
надеешься на то, что резина тебя не подведет. Для эффективного
прохождения поворотов ты должен полностью доверять покрышкам и знать
максимум о том, как они ведут себя в той или иной ситуации, на разном
грунте и разном рельефе. К несчастью, это не совсем точная наука, и на
каждой покатушке ты будешь узнавать что-нибудь новое о резине,
обрамляющей обода твоих колес. В такой ситуации оптимальным вариантом
будет четко отработать технику прохождения поворотов и довериться своим
покрышкам. Имей в виду, что, как правило, покрышки всегда держат чуть
лучше, чем ты думаешь. И если тебе кажется, что ты закладываешь байк по
максимуму, то это, скорее всего, не так – если ты не соскальзываешь,
это значит, что ты мог бы пройти этот поворот еще быстрее и
агрессивнее. Читай и учись.
Тем не менее, для некоторых райдеров (в особенности, начинающих)
езда под уклон является довольно пугающим занятием. Здесь нечего
стесняться, это нормально, тем более что с помощью наших умудренных
опытом преподавателей ты в скором времени овладеешь техникой настоящих
профессионалов. Для ознакомления с основами даунхильной техники тебе
не придется с разгону бросаться на адские крутяки – плавное наращивание
сложности является оптимальной стратегией обучения. Постепенно, с
ростом уверенности и опыта, ты сможешь чуть дольше спускаться без
тормозов, или даже помаленьку вкручивать для увеличения скорости.
Совсем скоро ты заметишь улучшения в своей технике, но постарайся
избежать распространенной среди новичков ошибки – не путай свою
уверенность со своими возможностями, никогда не превышай той скорости,
при которой ты уверенно контролируешь байк на спуске.
Велосипедные педали делятся на несколько видов по типу катания -
прогулочные, универсальные (МТБ), шоссейные, кросскантрийные, даунхилл,
акробатика. На все типы велопедалей, особенно на спортивные, можно
устанавливать туклипсы. Это ремешки, которыми нога пристёгивается к
педали. На педали с туклипсами можно не только нажимать, но и
подтягивать их вверх. В этом случае легче забираться на горки, ехать по
вязкому грунту, так как работают обе ноги. Существенный недостаток
применения туклипсов - нельзя быстро снять ногу с педали.