=
Есть такое упражнение, что-то там связанное с взаимным доверием, –
когда ты встаешь спиной к друзьям, вытянувшись в струнку, руки по швам,
и начинаешь в таком положении падать назад. В этот момент ты думаешь
только об одном – не обманут ли друзья твоих ожиданий, сумеют ли они
поймать тебя прежде, чем твой затылок коснется пола... Так вот, с
поворотами то же самое – ты закладываешь крутой вираж и изо всех сил
надеешься на то, что резина тебя не подведет. Для эффективного
прохождения поворотов ты должен полностью доверять покрышкам и знать
максимум о том, как они ведут себя в той или иной ситуации, на разном
грунте и разном рельефе. К несчастью, это не совсем точная наука, и на
каждой покатушке ты будешь узнавать что-нибудь новое о резине,
обрамляющей обода твоих колес. В такой ситуации оптимальным вариантом
будет четко отработать технику прохождения поворотов и довериться своим
покрышкам. Имей в виду, что, как правило, покрышки всегда держат чуть
лучше, чем ты думаешь. И если тебе кажется, что ты закладываешь байк по
максимуму, то это, скорее всего, не так – если ты не соскальзываешь,
это значит, что ты мог бы пройти этот поворот еще быстрее и
агрессивнее. Читай и учись.
Начальный уровень: Базовые навыки
Большинство начинающих райдеров испытывают трудности с прохождением
поворотов из-за того, что недостаточно доверяют своим покрышкам. Кроме
того, они не знают, как правильно выбрать оптимальную для прохождения
поворота траекторию. Ответ очевиден – траектория должна быть
максимально плавной. Для выполнения этого условия начинай вход в
поворот с внешнего радиуса и закладывай байк в плавную дугу, середина
которой должна проходить по внутреннему радиусу. На выходе из поворота
твоя траектория снова должна идти по внешнему радиусу.
1. Поза На трассах с неровной поверхностью лучше
проходить повороты стоя, чтобы дать возможность байку свободно
двигаться под тобой, обрабатывая рельеф. В остальных случаях
допускается оставаться в седле. Равномерно распредели массу тела между
передним и задним колесом, но нагружай преимущественно внешнюю педаль –
это усилит сцепление с дорогой. Шатуны должны быть в вертикальном
положении, внешняя педаль внизу для большего сцепления, внутренняя –
вверху, для того чтобы иметь возможность максимально заложить байк в
поворот.
2. Взгляд Как только ты определился с
траекторией прохождения поворота, сфокусируйся на выходе из него. Это
поможет тебе оставаться на выбранной траектории и уверенно завершить
поворот, не отвлекаясь на полпути.
3. Скорость Прежде чем пытаться пройти поворот
на скорости, четко отработай базовую технику. Найди подходящий поворот
и пройди его на небольшой скорости, чтобы понять, что к чему. Потом
можешь постепенно наращивать скорость по мере возрастания уверенности в
своих действиях.
4. Торможение Старайся не трогать тормоза в
повороте, оттормаживайся до того, как войдешь в него. Если ты начнешь
притормаживать в процессе прохождения поворота, ты можешь потерять
сцепление и упасть, или, наоборот, оказаться в вертикальном положении –
в любом случае, на выбранной траектории ты уже не удержишься.
1. 2. 3. 4.
Средний уровень: Скоростные повороты
Проходить повороты на скорости очень прикольно – конечно, при
условии, что ты умеешь делать это правильно. Освоив технику, описанную
выше, ты сможешь применять ее к поворотам большего радиуса, которые
проходятся на высоких ходах. Техника прохождения скоростных поворотов
основана на сочетании трех ключевых факторов – качества резины,
правильного положения тела и уверенности в собственных действиях. Входя
в поворот, ты должен быть полностью уверен в себе и четко нацелен на
его прохождение. Если вдруг ты занервничаешь, схватишься за тормоза или
начнешь дергаться в седле, у тебя останется мало шансов удачно выйти из
него. Просто следуй нашим советам, и будешь закладывать повороты как по
рельсам.
1. Поза В зависимости от поверхности трассы, ты
можешь проходить поворот, сидя в седле или стоя на педалях. Не бойся
выстегивать внутреннюю ногу (если ты катаешься в контактах) и
использовать ее для страховки в повороте, это даунхилл-стайл, детка.
2. Взгляд Быстрые повороты проходятся точно так
же, как и медленные... Только, ээээ... быстрее. Смотри вперед. Старайся
просматривать трассу как можно дальше перед собой, ведь чем выше твоя
скорость, тем меньше у тебя времени на реакцию в случае неприятностей.
3. Скорость Оптимальный способ прохождения
скоростного поворота – входить в него на больших ходах, закладывать
байк внутрь и жестко удерживать руль. Покрышки лучше всего работают при
постоянном угле наклона, поэтому старайся избегать резких движений.
4. Торможение Тормозить в повороте – плохая
идея, так что оттормаживайся заранее. Все нормальные люди во время
прохождения поворота держат пальцы на тормозных ручках – так, на всякий
случай. Не обращай внимания на нашего учителя.
1. 2. 3. 4.
Продвинутый уровень: Управляемый занос
Прохождение поворотов в заносе требует огромного опыта и навыков. Но
это потрясающее зрелище, когда райдер входит в поворот на огромной
скорости, бросает байк в занос, оставаясь на волоске от заваливания на
бок, но выходит из поворота почти так же быстро, как и вошел в него.
Настоящий занос делается без использования тормозов – нужно лишь
правильное положение массы тела и скользкая поверхность. Не путай занос
с юзом – это две большие разницы. От юзов толку столько же, сколько от
спагетти в качестве струн для гитары, это не стильно.
1. Поза Дай возможность байку свободно двигаться
под тобой, и будь готов реагировать на его действия. В любом случае
тебе нужно равномерно распределить массу тела между передним и задним
колесом. Но если ты хочешь посильнее сбросить заднее колесо в занос,
чуть сместись вперед, таким образом, разгрузив его. Будь готов
подставить внутреннюю ногу, если байк вдруг выйдет из-под контроля.
2. Взгляд В отличие от обычного катания, в
заносе тебе было бы неплохо постоянно быть в курсе происходящего с
твоими колесами. В идеале, ты должен смотреть на выход из поворота, при
этом контролируя положение колес.
3. Скорость В занос невозможно войти на
маленькой скорости, так что будь готов к повороту на хороших ходах.
Очевидно, что чем более скользкая поверхность у трассы, тем проще
сорвать байк в занос, поэтому для начала поупражняйся на глинистых или
пыльных дорожках.
4. Торможение С этим пунктом все просто –
никаких тормозов! Настоящий занос выполняется без их помощи. Если ты
тормозишь, значит, ты юзишь, а не идешь в заносе. Если тебе нужно
оттормаживаться – делай это заранее.
1. 2. 3. 4.
Материал опубликован в Mountain Bike #16 (сентябрь '06)!
|