Типичные
трассы современного даунхилла, - это очень крутые спуски, и при средней
длине трассы около 2,5 км перепад высоты обычно составляет 600 м. При
этом трасса неизбежно включает в себя чрезвычайно крутые, почти
вертикальные участки, изобилует множеством резких поворотов,
неровностями в виде ям, выбоин от колес, торчащих корней деревьев и
камней.
Однако нельзя сказать, что даунхилл - это нечто
лишенное смысла и недоступное для простых смертных. Ведь если освоить
базовую технику спуска да еще приобрести хороший велосипед с большим
ходом подвески, можно научиться получать от этого удовольствие и ни с
чем не сравнимые ощущения. Головокружительная скорость, виражи,
виртуозные прыжки и другие испытания сил гравитации - потрясающие
атрибуты этого аттракциона. Недаром даунхиллом теперь увлечена не
только молодежь, но и люди средних лет.
Ну а что о даунхилле могут поведать профессионалы, показывающие просто
невероятные скорости во время соревнований? Своим опытом и
размышлениями делится одна из самых быстрых гонщиц на планете -
25-летняя Трэйси Моузли из Британии.
Как все начиналось
"Я с детства любила кататься на велосипеде, просто для развлечения
гоняла от одного края нашей фермы до другого. Когда мой брат участвовал
в гонках кросс-кантри, мне нравилось наблюдать за ним. Но чем-то мне
это напоминало напряженную работу. Я же привыкла получать удовольствие
от велосипеда и стала замечать, что мне особенно нравятся спуски. В
езде под уклон намного больше драйва и адреналина, и, как мне кажется,
не требуется большого напряжения в тренировках".
Фактор страха
"С опытом приходит знание того, когда на трассе нужно напрячься или
расслабиться, и это помогает побеждать. Но со временем я поняла, что
чем старше становишься, тем больше стараешься избежать опасностей,
потому что ты уже испытывал аварии и знаешь, чем это может закончиться.
Юные гонщики определенно имеют преимущество, потому что еще не знают,
что такое страх. Однажды я участвовала в соревнованиях в Америке, когда
во время гонки одна девушка погибла. Я и до этого слышала, что люди
разбивались на горном велосипеде насмерть, но не во время соревнований.
А тут вдруг резко нахлынула мысль о том, что риски, с которыми
сталкиваешься, весьма высоки, и этот вид спорта действительно
экстремален. В такие моменты делаешь шаг назад и задумываешься: стоит
ли продолжать? И ты должен помнить об этом, когда отпускаешь тормоза и
ускоряешься".
Игра ума
"Я думаю, что гонки даунхилла - это занятие, возбуждающе действующее на
психику. Именно поэтому так много людей принимают в них участие. Ты
можешь быть отличным райдером и весь день спускаться вниз по склонам
быстрее, чем кто-либо. Но как гонщик ты должен уметь проехать один раз
так, чтобы это стоило всех остальных заездов. Ведь судьи оценивают
только один финальный спуск. И он запросто может пойти не совсем как
надо, потому что на это влияет очень много факторов. Поэтому в финале
ты должен сосредоточиться на цели и быть абсолютно уверенным в своих
способностях, чтобы не сойти с трассы и тебя не опередили другие.
Если ты сделаешь ошибку в тренировочном заезде, в твоем мозге во время
последующих спусков пульсирует мысль: "Я упал здесь в прошлый раз!" И
ты привязан к этому месту, словно смотришь на дерево, с которым
неизбежно столкнешься. Для успеха ты должен отбросить все страхи и
беспокойства, быть позитивно настроенным.
Также, когда ты тренируешься или просто прогуливаешься по трассе,
тщательно изучай ее, запоминай траектории, старайся представить все,
что необходимо будет сделать. Ты должен максимально сконцентрироваться
и держать всю трассу в голове. И тогда во время гонки достаточно просто
спроецировать все, что ты знаешь, чтобы это стало абсолютной
реальностью. Ведь на бешеной скорости поздно раздумывать о том, направо
или налево ехать на предстоящем повороте. Поэтому мой девиз: "Учи
повороты и траекторию".
Плюсы и минусы
"Меня привлекает в этом виде спорта то, что мы много путешествуем по
всему миру и побывали во множестве красивейших мест. Однако есть
обратная сторона медали. В прошедшем сезоне мы участвовали в 23 гонках
в 24 уик-эндах в Европе, США и Канаде. Непрерывные соревнования,
тренировки и переезды утомляют, и приходит усталость. Тяжело быть вдали
от семьи и друзей на протяжении месяцев. К счастью, мне повезло с
командой. Я пятый год вместе с KONA, и у нас сложилась отличная
компания единомышленников. Это потрясающие люди, они помогают тебе не
только в плане катания, но и во всех других аспектах жизни. Они
становятся твоей семьей. С другой стороны, от тебя ожидают высоких
спортивных результатов, и это оказывает большое психологическое
давление. Но мы - спортсмены, мы привыкли соревноваться, и нами движет
желание быть первыми. Все, что мы делаем, направлено именно на это.
Поэтому мы принимаем все плюсы и минусы спортивной жизни".
Еще пара слов о даунхилле
"Даунхилл и кросс-кантри - это совсем разные гонки. Размер и вес тела в
даунхилле не являются такими критичными факторами, как в кросс-кантри,
где нужно иметь сильные ноги и хорошие легкие, чтобы с легкостью
преодолевать подъемы. Я не придерживаюсь специальной диеты, но стараюсь употреблять здоровую пищу. В
даунхилле гоняют самые разные парни и девушки: высокие и ростом пониже,
тяжелые и очень худые и маленькие. Так что неважно, какая у тебя
конституция, важно как можно раньше начать осваивать практику спуска и
развивать свои способности. Бери с собой группу друзей и выбирайся на
склон, чтобы получать удовольствие от катания. Ты должен быть в хорошей
форме физически и морально и быть готовым ко всему, что ожидает тебя на
трассе. Если есть возможность поучаствовать в соревнованиях, попробуй
свои силы, но это не должно стать единственной целью, а в случае
неудачи - концом всего. Кататься на байке и испытывать острые ощущения - вот что самое важное".